Интервью с художницей Ирой Иониной.  

Летом 2024 года я готовила статью про уличное искусство Петербурга и Москвы. Материал вышел на портале Артгид, прочитать его можно здесь. В процессе подготовки я взяла интервью у многих художников, одной из которых были Ира Ионина.

Естественно, в короткий материал полностью эти разговоры не вошли, поэтому было принято решение публиковать их здесь.

Итак, знакомьтесь, Ира Ионина — художница из Петербурга, которая создает арт-интервенции на улицах города.

Работает чаще всего в технике вышивки.

2024

— Ты родом из Петербурга? Если нет, то откуда?

Я родилась в городе Кумертау, республика Башкортостан. В Петербург переехала учиться в универе.

— На кого ты училась? Расскажи о своем образовательном бекграунде.

Училась в РГПУ им. Герцена на факультете изобразительного искусства, профиль выбрала декоративно-прикладное искусство

—  В каком году появилась уличная художница Ира Ионина, как и где  это произошло? Почему выбрала именно текст как основной медиум? Были ли эксперименты с другими медиумами? Трафарет, стикер-арт и тд?

Это был 2022 год: я принимала участие в Красненькой биеннале и впервые сделала сайт-специфичное произведение — инсталляцию на берегу реки. Тогда я абсолютно ясно поняла, что хочу работать с контекстом местности и заниматься, в том числе, стрит-артом.

Текст для меня — медиум важный, но не единственный. Мне важны, скорее, образы, которые ясно считываются людьми, проходящими мимо моих уличных работ.

Поэтому часто за основу я беру пословицы и поговорки — это ёмкий, легко читающийся текст, часто уже находящийся на слуху.

Вообще, мне кажется, заигрывание с понятными образами — это хорошая тактика при создании уличных работ. Например, я несколько раз делала на заброшенных домах, затянутых фасадной сеткой, шторы из сетки — присобирала её тесьмой у окошка, украшала узорами; однажды во время работы ко мне подошла бабушка — я думала, начнёт ругаться, а она и говорит: «какие красивые шторочки!». Считаю, это один из лучших отзывов на мою уличную работу.

В работах институциональных, которые, как мне кажется, в достаточной степени отличаются от уличных, я также использую текст как медиум, но там он используется иначе — например, названия работ имеют очень большое значение, это буквально отправная точка для понимания работы или проекта целиком.

— Расскажи о первой уличной работе? Что это было и где ты ее разместила? 

Есть любопытная история: будучи подростком (лет в 12), когда ещё училась в школе и жила в Кумертау, я цветными карандашами нарисовала и развесила по городу объявления с отрывными листочками: на объявлении было написано «мир может стать лучше, всё зависит от тебя», а на отрывных листочках «я сделаю мир лучше». Помню, потом ходила проверяла, сколько отрывных листочков забрали и очень радовалась, когда забирали все.

А первый осознанный стрит-арт был сделан в ноябре 2022 года. Это был баннер по типу «паспорт объекта» — заказчиком и исполнителем значилась природа, на картинке был изображён «постапокалиптичный» пейзаж. Вешала я его на забор-рабицу рядом с Невой, на другом берегу которой шла стройка. Нарисованный пейзаж повторял пейзаж реальный, только изменённый по заказу природы.

 — Почему в Петербурге стрит-арт сцена не активная. В городе с населением в6 миллионов и огромным количеством художественных ВУЗов сейчас действует от силы 10 художников (я про стрит-арт, не граффити). С чем связано, по  твоему мнению?

Капитализм! (ха-ха)

Ну вот то есть как живут художники — работают на работе, а в свободное время делают искусство. Делать стрит-арт — это трата ресурса, художник взамен редко что получает, а ведь хочется; очень часто вообще эту работу никто не увидит, особенно если художник ещё не очень известный, просто коммунальные службы снимут или закрасят.

Искусство мыслится продуктом (оттого так много объектно-ориентированного искусства, несмотря на то, что перформансы и партиципаторные практики зачастую куда лучше могут сработать в плане раскрытия идеи).

Тут как будто нужно понять, готов ли ты достаточно много и долго только вкладывать, не получая обратной связи. И вот, может быть, мало кто к этому готов.

— Кого из российских уличных художников ты можешь назвать первым и самым важным для уличной культуры или, может быть, для тебя лично?

Назову значимых одновременно и для культуры, и для меня лично.

Однозначно, Артём Филатов — даже не знаю, стоит ли объяснять, почему? Мне кажется, это прям феномен.

Игорь Поносов — не только потому, что проекты отличные и я их понимаю, но и потому, что уличное искусство теоретизировал.

Владимир Абих — при всей своей известности (и не только в среде узкой институциональной) продолжает делать новые классные проекты, а не занимается самоповторами; это кажется мне очень-очень важным.

— Ты рада что, как художница, развивалась именно в  Петербурге? Это повлияло на тебя? Как сильно? Ты чувствуешь особенность этого города? 

Да, однозначно Петербург повлиял на моё искусство. В контексте проекта, с которым сейчас работаю (про фасадную сетку), я бы даже сказала, что Петербург стал основой — то есть этот проект не появился бы вне этого города.

— Петербург для тебя холст или соавтор?

Я бы сказала, что Петербург — автор, а я редактор. Чуть-чуть вношу правки, дополняю — и готово!

 — Ты создаешь остросоциальное актуальное искусство, почему выбрала именно эту тематику? Это похоже больше на уральскую арт-сцену, чем на петербургскую, так как у тебя все строится вокруг текста. Ты чувствуешь связь с Уралом или это получилось независимо от их истории?

Я выбрала работать с публичным пространством — а здесь что ни тема, то остросоциальная, получается. Мне нравится смотреть вовне, брать образы реальные, смещать ракурс и на этой основе что-то создавать.

Мне кажется, если связь с Уралом есть, то она мною не осознана. На создаваемое искусство влияет всё, что я когда-либо видела, но намеренно оттуда я не черпала. А так вообще, мне кажется, что российское искусство само по себе очень текстуально.

—  Ты работаешь в технике вышивки, как это влияет на интеграцию объектов на улице?

Помимо контекста местности, мне очень важно, чтобы выбор материала тоже был в полной мере обусловлен. Допустим, у меня есть какая-то идея и я думаю, как мне её воплотить, какой именно материал способствует раскрытию этой идеи, и использую его. Иногда вышивка отлично подходит. А делать вышивку ради вышивки и оставлять её просто в любом месте на улице мне кажется недостаточным.

На этом сайте используются файлы cookie. Продолжая просмотр сайта, вы разрешаете их использование.